Владимир Хотиненко: Социальное кино не снимаю

1581
Владимир Хотиненко
Владимир Хотиненко

Штрихи к портрету

В юности был чемпионом Казахстана по прыжкам в высоту. На 190 см прыгал! С отличием окончил Свердловский архитектурный институт. Служил в армии. С детства влюблен в море и флот. Играл в «Цусиму», знал названия почти всех кораблей русской флотилии. Первый свой фильм Хотиненко снял в 1984-м, тогда режиссеру было 32 года.

Хотиненко относится к жизни как к невероятному чуду, а себя нередко называет человеком мистическим

Многие судьбоносные события в жизни Владимира Ивановича происходили случайно. Так, во время увольнительной солдат Хотиненко познакомился с Никитой Михалковым (тот прилетел в Свердловск с премьерой своего фильма). А потом по воле случая режиссер оказался на кинофоруме со своей будущей женой Татьяной. Со временем собралась «коллекция случайностей», которые подтверждают, что у Хотиненко с судьбой особые отношения.

– Вас не раз «обвиняли» в мистическом предвосхищении событий в ваших картинах…

– Это нельзя назвать предвосхищением. Например, мы снимали «Патриотическую комедию», а одновременно происходил первый переворот. К тому же люди часто неправильно смотрят мои фильмы, потому что я социальное кино не снимаю. Даже «72 метра» был не про «Курск». Меня интересует только то, что происходит с человеком в определенных обстоятельствах. И Федор Михайлович дал для этого необычайной глубины материал – роман «Бесы».

– Говоря о Достоевском, не могу не спросить о мистике во время съемок.

– Слава богу, ничего такого не было. Но само название произведения… Наташа Назарова, сценарист, даже никогда не говорила отдельно «Бесы», всегда – «Бесы» Достоевского», чтобы придать этому литературный смысл, а не буквальный. Мы же, кинематографисты, все очень суеверны.

– Как вы расслабляетесь после сложной работы и отдыхаете во время съемок?

– Лучший способ – уехать в Рим. Если нет такой возможности, то это диван, книжка. Очень Стивена Кинга люблю. В паузах между съемками практически всего прочел.

– Ваша любовь к Италии с первого взгляда?

– Нет. Первый раз был в Италии на кинофестивале в Сорренто, кажется, в 86-м году, потом я попал в Рим. Но полюбил этот город, когда снимал документальную картину «Паломничество в Вечный город». Гете сказал: «Тот, кто видел Италию, а особенно Рим, тот никогда не будет несчастным». Подписываюсь под этим.

– Вы не стесняетесь признаваться, что любите вкусную еду…

– Если прикинуть, сколько времени человек тратит на еду, то получится очень много, и тратить его некрасиво, мне кажется, нецелесообразно. Еда – это одно из немногих наслаждений, не проходящих с годами. Зачем же терять это удовольствие?! Но конечно, и в этом желательно не терять чувства меры. Беседовала Марина Зельцер